условия
конкурса
общение жюри история оргкомитет выставка призы и
победители


Заметки о "Net-арте".

Интересно, что все касающееся визуальных искусств всегда было подчинено понятию о художественных категориях в соответствии с используемой техникой: рисунок, скульптура, фотография, видео-арт, искусство инсталляции и перформанса. Наверное что-то я упустил.

Дело в том, что мы все еще несем груз истории, которая считает художников в первую очередь ремесленниками, от которых требуют высшего мастерства во владении техникой. Все это еще является основанием для оценки хорошего искусства в сравнении с плохим. Хорошие художники должны быть "хорошими живописцами" (и т.д.).

Интересно, как более традиционное искусство открывает свои границы и включает в свой круг работы, определяемые соответственно техническому мастерству. Эта тенденция прослеживается и в эволюции искусства, представленного в сети со всеми ее канонами: хороший "net-художник" сегодня тот, кто владеет в совершенстве компьюРером и плавно переходит от одного upgrade к другому. Однако возможно ли при этом сохранить дистанцию, требуемую для создания произведения искусства, если постоянно быть озабоченным техническими нововведениями? Здесь есть серьезный риск иметь все больше и больлше "gee-whizz-art" (амер. "здорово-сделанное-искусство") и все меньше критически конструктивных работ.

Пока понимание "концептуальной основы" технологии необходимо художнику, который намеревается использовать цифровые медиа, это не есть и не должно быть помехой ее/его потенциалу, и/или возможности делать действительно интересный вклад в сеть, когда он/она не используют компьютеры или не владеет полностью инструментарием. Работы в сети в основном требуют сотрудничества, которое отражает главную ее динамику. Поэтому необходжимы структуры, котороые инициируют процветание таких мест, как Backspace, Artnode, CICV, WWWarts.

Одновременно "визуальные" художники, по крайней мере, сейчас, все больше обращаются к идее сотрудничества с людьми, обладающими различными иными знаниями, вырабатывая новые тНчки зрения и открывая междисциплинарный диалог. Цифровое пространство в настоящее время исследуется людьми, которые решили экспериментировать с сетью в обоих значениях: и для создания работ, и для распространения.

Но в разговорах об искусстве, которое появляется в сети, существует опасность редуцировать саму идею сети до значения места распространения, дистрибюции, когда в действительности она имеет больший потенциал, что все более очевидно с возрастающим качеством проектов, которые можно обнаружить в сети сегНдня в сравнение с теми, что были год или даже 6 месяцев назад.

С одной стороны, существуют художники, которые давно работают с технологией. С другой стороны, те, которые не имеют специального интереса к технологии или не посвятили ее освоению достаточно времени. Однако, возможно, что некоторые из технических чудес, сделанные первыми, могут быть неожиданно оценены более критическим взглядом. Возможно, что те, кто провел много лет за исследованием технологии и связан с индустрией высоких технологий, рассматривают мир традиционного искусства с несколько предвзятой позиции, думая о нем как о порочном и буржуазном.

Сеть может быть тем местом, где эти вариации бэкграунда, которые присутствуют в различных процессах, станут конструктивно конфликтовать, и этого будет достаточно, чтобы повернуться спиной друг к другу.

Я в самом деле был счастлив сблизиться с Jodi и немедленно принял их предложение возглавить новый проект в ada. Я верю, первое и самое главное, что включено в их работу повсеместно - это прекрасное использование сети, отделенное от "low tech", а также игровой характер их творчества.

Этот проект, как и предыдущее сотрудничество с другими группами на протяжении двух лет, очень важен для меня. Говоря о"европейском" стиле, я должен заметить, что будучи сам европейцем, всегда хотел работать с еще более европейскими художниками. Но это нелегко сделать из-за очевидных бюджетных причин. По этим же причинам мы сейчас пытаемся объединиться в команду, начать обмениваться проектами, организовывать совместное производство, помогать другим, т.е. создать то, что я назвал бы net work ship - сетевая мастерская, web-sites как оппозиция закрытой структуре.

Заканчивая это послание, я добавлю, что когда мой коллега John Borthwick и я начали ada'web 2,5 года назад, мы особенно хотели вселить уверенность в то, что слово "искусство" нельзя будет найти ни на сайте, ни в имени сайта, большинство художников не хотели, чтобы их имена упоминались, и пример Jenny Holzer-а напоминает о полной анонимности.

Сейчас мы, конечно, принимаем в рассчет искусство сайта. Такова жизнь, я полагаю... однако, это не устранит нас от продолжения нашего исследования и откроет новые сферы культурной деятельности (такие как музыка,литература, например).

С точки зрения экономических аспектов, очевидно, что решение еще не возникло. В конце 60-х - начале 70-х в экспериментах с видео ярый энтузиазм помогал достигать высокого уровня продукции. Но, однако, время идет, и сейчас необходимо экономически жизнеспособные решения. Видео потребовалось 20 лет для того, чтобы стать продукцией массового потребления, и в большинстве случаев этот процесс повлек за собой создание специфиВеского контекста для подобного типа продукции, чтобы достичь "рыночной" ценности. Это способ демонстрации, который вовлекает в себя объекты.